В пресс-центре «Гомельскай праўды» на вопросы жителей региона ответила заместитель начальника областного управления Фонда социальной защиты населения Ирина Сивакова.
♦ Добрый день. Меня зовут Василий Иванович, живу в Гомеле. Я обратился в собес за назначением пенсии. Мне сказали, что с 2003 года информацию о стаже работы и заработке предоставит ФСЗН. Можете объяснить, почему только с этого периода? – Дело в том, что именно с 2003 года в стране действует автоматизированная система персонифицированного учета, ведение которой осуществляет Фонд социальной защиты населения. Почти 20 лет фонд собирает сведения в электронном виде о периодах трудовой деятельности человека: место работы, прием, увольнение, данные о заработке, уплата работодателями взносов на пенсионное и социальное страхование. В последние два года эти сведения значительно расширены и в дополнение наниматели представляют информацию о должности работника, квалификации или разряде, форме трудовых отношений и так далее. Все, что кадровые службы вносят в трудовую книжку на бумажном носителе, теперь аккумулируется и в электронной базе фонда. Этим мы создаем условия для перехода в перспективе к электронной версии трудовой книжки. После того как человек напишет заявление о назначении пенсии, орган по труду, занятости и соцзащите направляет нам запрос. В ответ предоставляются данные в форме выписки из системы персонифицированного учета о том, где человек работал, сколько трудился в каждом месте, какой имел размер заработка и как за него уплачивались обязательные страховые взносы. – Это понятно. А кто собирает справки до 1 января 2003 года? – За период трудовой деятельности до 1 января 2003 года справки собирает кадровая служба по месту работы гражданина, либо сам гражданин, если он не работает. Сведения представляются в органы по труду, занятости и соцзащите на бумажных носителях вместе с трудовой книжкой. Пенсия назначается на основании данных, собранных вместе до и после 2003 года. ♦ Здравствуйте. Беспокоит Наталья. Скажите, кто может получить сведения из системы персонифицированного учета и как это сделать? – Информация персонифицированного учета конфиденциальная. Гражданин за получением информации в отношении его самого может обратиться в органы фонда лично либо письменно. Данная информация выдается бесплатно. При личном обращении в территориальный орган фонда необходимо предъявить страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда за границу, заполнить заявление. При письменном обращении – направить заявление и копию документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу. – За другого человека можно получить эти сведения? – Можно, но только на основании оформленной в соответствии с законодательством доверенности на получение персональных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете. В этом случае также нужно предъявить документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда за границу и заполнить заявление. – В течение какого срока выдается информация? – Информация в виде выписки формируется преимущественно в день обращения с заявлением или по желанию обратившегося высылается по указанному в заявлении адресу. – Хотела получить сведения в отделении «Белпочты», но мне сказали, что услуга платная. Так ли это? – Да, это так. В распечатанном виде информацию можно получить в отделениях «Белпочты» или «Белтелекома», но услуга платная. Список таких отделений размещен на официальном сайте Фонда социальной защиты населения (ssf.gov.by) в рубрике «Е-сервисы» и на корпоративном портале фонда. Для получения информации необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, и свидетельство социального страхования. – А можно получить информацию дистанционно в электронном виде? – Такая возможность имеется. Запросить информацию онлайн из своего индивидуального лицевого счета можно на Едином портале электронных услуг (portal.gov.by), но эта услуга также платная. Она предоставляется при наличии электронной цифровой подписи, получить которую можно в Национальном центре электронных услуг, или обратиться в службу «одно окно» в районную администрацию города, райисполком, где вам выдадут уникальный идентификатор, содержащий логин и пароль. На Едином портале электронных услуг в разделе «Физическим лицам» необходимо выбрать вкладку «Работа и занятость», далее – «Предоставление сведений о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого» либо осуществить поиск услуги по ее коду – 3.25.02-ф. – Спасибо большое, так все понятно рассказали, будем заниматься. ♦ Здравствуйте, меня зовут Татьяна, я из Речицы. В этом году муж зарегистрировался индивидуальным предпринимателем, ему сказали, что он должен принести в ФСЗН форму персонифицированного учета с указанием периодов деятельности. Что это за форма и в какие сроки необходимо ее подать? – Все верно. Чтобы периоды предпринимательской деятельности засчитались в страховой стаж, необходимо заполнить и предоставить в орган фонда по месту регистрации форму персонифицированного учета ПУ-3. В ней необходимо указать периоды осуществления или неосуществления деятельности в отчетном году, а также суммы обязательных страховых взносов, уплаченные за периоды осуществления деятельности. Обязательное условие – полная уплата взносов. На основании формы ПУ-3 указанные сведения будут разнесены на его индивидуальный лицевой счет. Индивидуальные предприниматели обязаны представлять форму ПУ-3 один раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, т. е. за 2022 год ваш муж обязан представить сведения не позднее 31 марта 2023 года. Должна предупредить, что за непредставление формы ПУ-3 предусмотрена административная ответственность – штраф до 20 базовых величин. – А где узнать, как заполнить форму ПУ-3? – Это можно сделать с помощью специального программного комплекса для подготовки документов персонифицированного учета. Получают его в районном отделе фонда по месту постановки на учет либо скачивают бесплатно на сайте ssf.gov.by или на портале фонда. При необходимости помощь по вопросам заполнения формы ПУ-3 окажут в органах фонда по месту регистрации в качестве плательщика. Сложностей возникнуть не должно. Вся информация с примерами заполнения, способами предоставления находится на сайте фонда. Здесь же размещены путеводители для индивидуальных предпринимателей, видеоинструкции по установке программного комплекса и по заполнению формы ПУ-3. Форма ПУ-3 представляется в электронном формате, к которому прилагается распечатка на бумажном носителе, заверенная подписью индивидуального предпринимателя. Если у вас имеется электронная цифровая подпись, то подать форму ПУ-3 можно дистанционно в виде электронного документа через личный кабинет на портале фонда. Более подробную информацию о подаче формы ПУ-3 в виде электронного документа можно увидеть на сайте фонда в путеводителе, на сайте Национального центра электронных услуг или обратиться в районный отдел фонда. ♦ Добрый день. Звонит Александр. Скажите, а индивидуальный лицевой счет и персонифицированный учет – это одно и то же? – Персонифицированный учет – это система сбора, учета и хранения сведений о застрахованном лице в течение всей трудовой деятельности, которые используются при назначении выплат по государственному социальному страхованию, в частности при назначении пенсии. Регистрация в системе персонифицированного учета представляет собой открытие индивидуального лицевого счета, на котором накапливаются необходимые для назначения пенсии сведения о стаже и заработке, а также формирование страхового свидетельства и его выдачу человеку. При этом индивидуальному лицевому счету и страховому свидетельству присваивается один и тот же страховой номер. ♦ Меня зовут Наталья Ивановна. Мой работодатель перечисляет за меня в ФСЗН взносы на пенсионное страхование. Как это отражается в персонифицированном учете и насколько это важно? – Работодатель перечисляет взносы не только на пенсионное, но еще и на социальное страхование, например, на случаи болезни, ухода за больным членом семьи и другие. Ежеквартально он представляет сведения о начисленном заработке и уплаченных страховых взносах по каждому работающему в систему персонифицированного учета. При оформлении пенсии вся информация о периодах работы человека, уплаты взносов и о заработке после 1 января 2003 года предоставляется органам по труду, занятости и соцзащите в виде выписки из индивидуального лицевого счета с учетом страхового стажа. В страховой стаж засчитываются только периоды работы и другой деятельности, за которые уплачивались обязательные страховые взносы. Если в каком-либо периоде страховые взносы не уплачивались или уплачивались не полностью, то в выписке для назначения пенсии это отразится и, соответственно, повлияет на продолжительность страхового стажа и определение права на трудовую пенсию. – Подскажите, а какая продолжительность страхового стажа в этом году, при котором человек имеет право на трудовую пенсию по возрасту? – В 2022 году период уплаты страховых взносов для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту, т. е. страховой стаж, должен составлять не менее 18 лет и 6 месяцев. С каждым последующим годом он увеличивается на шесть месяцев до достижения 20 лет в 2025 году. Только в случае уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения и представления своевременно и в полном объеме соответствующих сведений для персонифицированного учета будет обеспечен необходимый страховой стаж.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель