Трагедия на Чернобыльской АЭС, случившаяся 39 лет назад, оставила неизгладимый след в памяти белорусов, нанесла серьезный урон нашей земле. Только с карты Хойникского района исчезли 24 деревни. Великий Бор эта участь миновала, более того со временем его границы расширили, добавив несколько улиц для переселенцев, сообщает sb.by.

Одной из первых в Беларуси Хойникская земля приняла на себя радиационный удар после аварии на Чернобыльской АЭС. Богатые полесские пашни за несколько дней стали непригодными для земледелия. Люди эвакуировались деревнями. В свое время из района были вынужденно отселены около 20 тысяч человек, но это не помешало ему вернуться к нормальной жизни и уверенно двигаться вперед. За эти годы полешуки доказали, что у них по-настоящему крепкий, несгибаемый характер. Хойникский район задышал по-новому, расцвел, расправил плечи. Здесь строят дома, растят детей, делают вкусные сыры, добиваются спортивных побед, открывают креативные театры. Хойники — городок, где жители улыбаются тебе при встрече. Из года в год после трагедии этот район делает большой шаг вперед, и все это благодаря людям, которые остались жить и трудиться на малой родине.
В районе многое изменилось в лучшую сторону. Взять хотя бы небольшой агрогородок Великий Бор, что в 20 километрах от райцентра. Он известен тем, что первым перешел на полную электрификацию.
С начала прошлого года здесь более 230 домов и квартир для обогрева и приготовления еды используют электричество. В каждом доме установили сухие батареи-конвекторы, водонагреватели и электроплиты. К слову, все оборудование жителям установили бесплатно. Работы финансировались за счет Госпрограммы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021 — 2025 годы.
Управделами Великоборского сельсовета Наталье Кригер, которая по совместительству исполняет обязанности председателя сельисполкома, всего 35 лет. Она родилась и выросла в соседнем Судково спустя четыре года после Чернобыльской катастрофы. Ее еще не было, когда в районе людей экстренно вывозили транспортом. Не застала она это жуткое зрелище, когда жаркий весенний воздух 1986‑го разрывали детские крики и плач матерей, которые не хотели бросать все и уезжать со своей земли.
— Старожилы рассказывали, как некоторые сельчане становились на колени, обнимали стены родных домов, целовали пожелтевшую от радиации почву, со слезами на глазах покидая обжитые места, — говорит Наталья.— Теперь мы, молодое поколение, возрождаем эти земли.
Спустя почти четыре десятка лет агрогородок Великий Бор живет своей размеренной спокойной жизнью. Всего здесь — 544 человека. Есть базовая школа, детский сад, Дом культуры, почта, ФАП, магазины. Когда-то функционировало сельхозпредприятие КСУП «Великоборский», которое со временем присоединили к более успешному КСУП «Стреличево». А люди так и остались работать на этих фермах и полях.
После чернобыльской катастрофы в Великом Бору добавили несколько параллельных улиц для переселенцев…
— Жители агрогородка рассказывали, что тогда из Брагинского района сюда приехали 49 семей, а это около 150 человек, — поясняет Наталья Викторовна.— С тех пор свои и приезжие переженились-перемешались. Но и сегодня о событиях, при которых возникла эта «пристройка» к деревне, напоминают названия улиц: Брагинская, Воротецкая, три Савичских… Для жителей Брагина, деревень Воротец и Савичи агрогородок стал второй малой родиной.
У руководителя Великоборского сельсовета Натальи Кригер, которую назначили на новую ответственную должность совсем недавно, голова кругом от планов и проектов — дошли бы руки до всего. Хочет, чтобы жители всех населенных пунктов сельсовета жили не хуже, чем в городе.
|
|
|
|
Продавец местного магазина Наталья Демиденко
|
Почтальон Надежда Хорошко
|
Но то, что люди здесь неравнодушные, видно невооруженным глазом. Особенно летом, когда практически у каждого дома цветы, трава вдоль домов подстрижена, много малых архитектурных форм. Один из них — коренной великоборец Владимир Демиденко. Его на селе считают мастером на все руки. И это вполне обоснованно — с нуля собрал трактор!
Владимир Демиденко
Работает Владимир Владимирович лесником в Козелужском лесничестве. А в свободное от основной работы время зависает в гараже.
— Ему понадобилось семь лет, чтобы осуществить мечту,— отмечает жена Марина.— Теперь этот трактор — надежный помощник в хозяйстве: культивирует, обрабатывает землю, дискует, боронует. А в деревне без него никак. Земли у нас хватает — целых два гектара. Раньше друзей просили помочь, чтобы огород довести до ума. Сейчас сами справляемся.
В 1986 году Владимиру Демиденко было 15 лет. Он помнит, как их, школьников, на все лето отправляли по санаториям, а осенью привозили обратно. Повзрослев, никуда не захотел уезжать, так и остался жить, работать на малой родине.
Прославляет свой агрогородок в TikTok пенсионерка Татьяна Демиденко. Еще в юности переехала она из Буда-Кошелевского района в Великий Бор, да так и осталась на малой родине мужа.
— Когда случилась авария, нашим двойняшкам было по три месяца, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Всех женщин с маленькими детьми, школьников классами отправили в санаторий под Гомель. В деревне остались одни мужчины. Я это хорошо помню. Потом через какое-то время завезла детей к маме в Буда-Кошелевский район, а сама вернулась домой.
Работала в колхозе, досматривала бычков на откорме… Как сельский человек, всегда держала свое подсобное хозяйство, обрабатывали вместе с мужем довольно большой огород. Потом после второго декретного отпуска пошла на почту… Теперь на пенсии.
Татьяна Демиденко
Еще в прошлом году Татьяна Демиденко стала звездой TikTok. Ее ролики о жизни на селе и красивые виды деревни набирают тысячи просмотров и лайков.
— Сделаю всю работу по дому и снимаю ролики, — поясняет она.— Мне это просто нравится. Их смотрят мои родные и не только. Сейчас у меня более 16 тысяч подписчиков из разных стран, и они с каждым днем прибавляются.
Таких интересных людей в Великом Бору много. Известен этот агрогородок и своим необычным обрядом «Проводы русалки». По давнему поверью, на неделе после Троицы из лесов и болот к людским селеньям выходят русалки. Существа недобрые, желают навредить людям, лучших друзей рассорить, наслать гибель на урожай. Поэтому и проводят его ежегодно как символ изгнания этих существ подальше от человеческого жилья. Великоборцы хранят свой аутентичный обряд, который с давних времен спасает их селение от русалочьих проказ. В 2016 году обряд «Проводы русалки» получил статус историко-культурной ценности Беларуси.
Обряд «Проводы русалки» имеет статус историко-культурной ценности Беларуси
Источник: https://gp.by
© Правда Гомель